Знаю ответы на все вопросы: да, нет, не вопрос
Наряду с физическим превосходством мужчин, за ними закрепилось превосходство духовное, интеллектуальное. Павел Флоренский однажды заметил: «Ум-то ведь половой мужской признак». И тем выразил мнение большинства. Поэтому о месте женщины в философии говорить достаточно трудно, но, как оказалось, возможно
читать дальшеРассказывает старший научный сотрудник Института философии Академии наук: «Философия в общем смысле говорит о человеке как о homo sapiens. Но в то же время само возрождение философии практически вводит в понимание картины мира метафору мужского и женского. Философия — это что такое? Это попытка человека понять мир, систематизировать свое представление об этом мире. И вот пифагорейцы попробовали систематизировать картину мира, создав десять пар так называемых первичных принципов или первичных понятий
Причем эти пары понятий построены по дихотомическому принципу, то есть по принципу контрастов: свет — тьма, день — ночь, добро — зло, мужское — женское. Более того, мужское помещено в ту часть, которая символизирует положительное — свет, день, духовное, рациональное, мужское. А женское отнесено в другую часть, символизирующую собой негативное. Многие говорят о том, что так устроено наше мышление. Часто для того чтобы определить что-то, мы отталкиваемся от его противоположности, — сущность может определяться через иное
Следовательно, с одной стороны, философия говорит, что она не имеет дело с такими биологическими конкретными вещами, как пол, но, с другой стороны, пол в истории культуры, в истории цивилизации играет вот такую символическую роль. Очень многие философские концепции отталкивались от того, что было сказано Пифагором
Платона многие считают первым феминистом, потому что он не столь активно педалировал эту дихотомию, а потому что в своей концепции идеального государства он все-таки позволил присутствовать женщинам и выполнять там определенные роли, почти соразмерные с ролями мужчины. А вот Аристотель достаточно резко говорит о женщинах. Для него метафора рациональности настолько плотно соединилась с мужчиной, а иррациональность плотно сплелась с женщиной и женским, что он очень часто не вносит подробных разделений. Иногда даже то, что он пишет, кажется смешным
Таким образом, даже в этой просвещенной античности закладываются основы дифференциации не только метафор, но и человеческих существ
В средние века, когда философия была практически сплетена с теологией, вот эта дистинкция мужского и женского усиливается. Например, Филон Александрийский говорил о том, что мужское презентирует сознательное, рациональное, божественное, женское, сама женщина — это образ грязного, телесного мира. Поэтому моральный прогресс для него предполагает преодоление женского как такового, предполагает преодоление и подавление, соответственно, чувственности и телесных радостей
Это достаточно яркие цитаты, которые, будучи развиты потом в религиозной философии, привели, например, к возникновению такого «замечательного» труда, как «Молот ведьм, изданного в 1487 году. Там содержится обоснование того, почему женщины являются не просто грязным образом этого телесного мира, но и существом менее верующим. Этот труд лег в идеологическое обоснование инквизиционных процессов. Приблизительное число сожженных на кострах по обвинению в колдовстве мужчин и женщин — один к ста, то есть на одного мужчину приходилось 100 спаленных ведьм
Поэтому сейчас гендерные исследователи, феминистские исследователи говорят о том, что философия в принципе является системой построения знания о мире, который основан на этом дихотомическом, иерархическом и неравном этой метафоре».
Таким образом, философская метафора, доведенная до теологического абсолюта в средние века, имела грубое практическое воплощение. Впрочем, духовная, интеллектуальная недостаточность женщин признавалась философами во все времена
Доктор философских наук Василий Ванчугов в связи с этим говорит об Аристотеле: «У него рубрикация людей была проста — мужчина на первом месте, потом идет женщина, а на третьем месте идет раб. С точки зрения Аристотеля, только мужчина может работать со смыслами — он порождает смысл, он наполняет всю действительность смыслами. А женщина делать этого не может. Хотя это была не бытовая точка зрения, а именно обусловленная его философской позицией
Другое дело, что та же самая античность дает примеры вовлечения женщин в философский процесс. Скажем, среди киников мы замечаем одну женщину, которая прошла довольно-таки суровые испытания, поскольку в философскую школу ее не отпускали родители. А для добропорядочных людей киники — это все равно, что бомжи. Отпустить свою любимую дочь в бомжатник никому не хотелось. Киники не использовали посуду, потому что посуда — это условность. Это нужная забота — можно есть просто с руки, с корки хлеба. Киники занимались любовью на городской площади. Зачем скрывать то, что естественно? Предельное упрощение. Разврат — естественное состояние. И вот философ-киник, чтобы проверить, насколько серьезно она настроена, попросил ее при родителях раздеться догола. Она разделась и сказала: я с вами
В дальнейшем женщин мы встречаем в более серьезной школе — в пифагорейском союзе. Это была довольно-таки закрытая система. Религиозно-философский орден с этапами испытаний. Одно из таких суровых испытаний — это пятилетнее воздержание от говорения, то есть 5 лет молчать тоже для женщины очень трудно. Где-то, по разным данным, около 12-17 женских имен можно заметить в списке пифагорейцев, в котором более 200 человек. Это явление получило название "пифагорейские жены". Пифагор, занимающийся гармонией, математическим обоснованием музыки относился к женщине, как к естественному, необходимому моменту музыки сфер
Да, противопоставление в философии все-таки есть. Но это оно осуществляется не на уровне "хорошее — плохое", а как необходимый элемент Вселенной, мироустройства, точно так же, как невозможно представить красивое, не имея представления о безобразном. Это не значит, что одно лучше, а другое хуже».
Философ, автор книги «Женщины в философии» Василий Ванчугов говорит о примерах положительного отношения к способностям женщины: «Эти трактаты принадлежат, в общем-то, не столь авторитетным мыслителям. Чаще всего мы можем заметить все-таки такое отрицательное, пренебрежительное, либо недоверчивое отношение к интеллектуальным способностям женщины
Богословы тоже разбирали эту проблему, пытались выяснить — является ли женщина человеком. Потому что чаще всего человек отождествляется с мужчиной. В центре богословия Богочеловек. Богочеловек имеет две ипостаси — одна из них человеческая. И поскольку Он был сыном женщины, то женщина имеет отношение к человечеству. И можно говорить, что женщина есть человек
Другое дело, когда вроде бы и говорят о каких-то позитивных моментах женского сознания, все равно это порой звучит двусмысленно. Самое распространенное мнение относительно интеллектуальных способностей женщины — это то, что она обладает интуицией. Но когда заходит речь, — а что же такое интуиция? — то выясняется, что это как бы особенность довольно-таки сомнительная. С одной стороны, интуиция — это непосредственное усмотрение сущности, но это не научная процедура, так как наука состоит в логических действиях (дедукция, индукция). А здесь нет никакого эмпирического материала, то есть ее отличительная способность уже сомнительна. Чаще говорят о женщине, что она хитрая
Хитрость — это форма женского интеллекта. Вся история криминалистики показывает, что женщины самые хитрые существа. Отечественный философ Радов всерьез утверждал, что женщины чаще всего идут на преступления, связанные с отравлением. Она не хочет непосредственно убивать, видеть кровь, а хочет, как-то схитрив, косвенно достичь своих целей. Таким образом хитрость может рассматриваться как форма разума более слабого существа
читать дальшеРассказывает старший научный сотрудник Института философии Академии наук: «Философия в общем смысле говорит о человеке как о homo sapiens. Но в то же время само возрождение философии практически вводит в понимание картины мира метафору мужского и женского. Философия — это что такое? Это попытка человека понять мир, систематизировать свое представление об этом мире. И вот пифагорейцы попробовали систематизировать картину мира, создав десять пар так называемых первичных принципов или первичных понятий
Причем эти пары понятий построены по дихотомическому принципу, то есть по принципу контрастов: свет — тьма, день — ночь, добро — зло, мужское — женское. Более того, мужское помещено в ту часть, которая символизирует положительное — свет, день, духовное, рациональное, мужское. А женское отнесено в другую часть, символизирующую собой негативное. Многие говорят о том, что так устроено наше мышление. Часто для того чтобы определить что-то, мы отталкиваемся от его противоположности, — сущность может определяться через иное
Следовательно, с одной стороны, философия говорит, что она не имеет дело с такими биологическими конкретными вещами, как пол, но, с другой стороны, пол в истории культуры, в истории цивилизации играет вот такую символическую роль. Очень многие философские концепции отталкивались от того, что было сказано Пифагором
Платона многие считают первым феминистом, потому что он не столь активно педалировал эту дихотомию, а потому что в своей концепции идеального государства он все-таки позволил присутствовать женщинам и выполнять там определенные роли, почти соразмерные с ролями мужчины. А вот Аристотель достаточно резко говорит о женщинах. Для него метафора рациональности настолько плотно соединилась с мужчиной, а иррациональность плотно сплелась с женщиной и женским, что он очень часто не вносит подробных разделений. Иногда даже то, что он пишет, кажется смешным
Таким образом, даже в этой просвещенной античности закладываются основы дифференциации не только метафор, но и человеческих существ
В средние века, когда философия была практически сплетена с теологией, вот эта дистинкция мужского и женского усиливается. Например, Филон Александрийский говорил о том, что мужское презентирует сознательное, рациональное, божественное, женское, сама женщина — это образ грязного, телесного мира. Поэтому моральный прогресс для него предполагает преодоление женского как такового, предполагает преодоление и подавление, соответственно, чувственности и телесных радостей
Это достаточно яркие цитаты, которые, будучи развиты потом в религиозной философии, привели, например, к возникновению такого «замечательного» труда, как «Молот ведьм, изданного в 1487 году. Там содержится обоснование того, почему женщины являются не просто грязным образом этого телесного мира, но и существом менее верующим. Этот труд лег в идеологическое обоснование инквизиционных процессов. Приблизительное число сожженных на кострах по обвинению в колдовстве мужчин и женщин — один к ста, то есть на одного мужчину приходилось 100 спаленных ведьм
Поэтому сейчас гендерные исследователи, феминистские исследователи говорят о том, что философия в принципе является системой построения знания о мире, который основан на этом дихотомическом, иерархическом и неравном этой метафоре».
Таким образом, философская метафора, доведенная до теологического абсолюта в средние века, имела грубое практическое воплощение. Впрочем, духовная, интеллектуальная недостаточность женщин признавалась философами во все времена
Доктор философских наук Василий Ванчугов в связи с этим говорит об Аристотеле: «У него рубрикация людей была проста — мужчина на первом месте, потом идет женщина, а на третьем месте идет раб. С точки зрения Аристотеля, только мужчина может работать со смыслами — он порождает смысл, он наполняет всю действительность смыслами. А женщина делать этого не может. Хотя это была не бытовая точка зрения, а именно обусловленная его философской позицией
Другое дело, что та же самая античность дает примеры вовлечения женщин в философский процесс. Скажем, среди киников мы замечаем одну женщину, которая прошла довольно-таки суровые испытания, поскольку в философскую школу ее не отпускали родители. А для добропорядочных людей киники — это все равно, что бомжи. Отпустить свою любимую дочь в бомжатник никому не хотелось. Киники не использовали посуду, потому что посуда — это условность. Это нужная забота — можно есть просто с руки, с корки хлеба. Киники занимались любовью на городской площади. Зачем скрывать то, что естественно? Предельное упрощение. Разврат — естественное состояние. И вот философ-киник, чтобы проверить, насколько серьезно она настроена, попросил ее при родителях раздеться догола. Она разделась и сказала: я с вами
В дальнейшем женщин мы встречаем в более серьезной школе — в пифагорейском союзе. Это была довольно-таки закрытая система. Религиозно-философский орден с этапами испытаний. Одно из таких суровых испытаний — это пятилетнее воздержание от говорения, то есть 5 лет молчать тоже для женщины очень трудно. Где-то, по разным данным, около 12-17 женских имен можно заметить в списке пифагорейцев, в котором более 200 человек. Это явление получило название "пифагорейские жены". Пифагор, занимающийся гармонией, математическим обоснованием музыки относился к женщине, как к естественному, необходимому моменту музыки сфер
Да, противопоставление в философии все-таки есть. Но это оно осуществляется не на уровне "хорошее — плохое", а как необходимый элемент Вселенной, мироустройства, точно так же, как невозможно представить красивое, не имея представления о безобразном. Это не значит, что одно лучше, а другое хуже».
Философ, автор книги «Женщины в философии» Василий Ванчугов говорит о примерах положительного отношения к способностям женщины: «Эти трактаты принадлежат, в общем-то, не столь авторитетным мыслителям. Чаще всего мы можем заметить все-таки такое отрицательное, пренебрежительное, либо недоверчивое отношение к интеллектуальным способностям женщины
Богословы тоже разбирали эту проблему, пытались выяснить — является ли женщина человеком. Потому что чаще всего человек отождествляется с мужчиной. В центре богословия Богочеловек. Богочеловек имеет две ипостаси — одна из них человеческая. И поскольку Он был сыном женщины, то женщина имеет отношение к человечеству. И можно говорить, что женщина есть человек
Другое дело, когда вроде бы и говорят о каких-то позитивных моментах женского сознания, все равно это порой звучит двусмысленно. Самое распространенное мнение относительно интеллектуальных способностей женщины — это то, что она обладает интуицией. Но когда заходит речь, — а что же такое интуиция? — то выясняется, что это как бы особенность довольно-таки сомнительная. С одной стороны, интуиция — это непосредственное усмотрение сущности, но это не научная процедура, так как наука состоит в логических действиях (дедукция, индукция). А здесь нет никакого эмпирического материала, то есть ее отличительная способность уже сомнительна. Чаще говорят о женщине, что она хитрая
Хитрость — это форма женского интеллекта. Вся история криминалистики показывает, что женщины самые хитрые существа. Отечественный философ Радов всерьез утверждал, что женщины чаще всего идут на преступления, связанные с отравлением. Она не хочет непосредственно убивать, видеть кровь, а хочет, как-то схитрив, косвенно достичь своих целей. Таким образом хитрость может рассматриваться как форма разума более слабого существа
Я конечно ошибаюсь, и не говорю ничего умного, но не надо путать особенности русского языка с другими языками. далеко не везде слово человек имеет мужской род.
в японском языке, к примеру, женщина и мужчина дословно переводятся как "человек женского рода" и "человек мужского рода". хотя конечно мы их не рассматриваем, т.к. не они не относятся к единственноверно верному пути развития - европейскому.
блин, чего тебя все терзают то эти женщины? забей ты на них. В мире столько прекрасного!
согласись что они реагировали на раздражитель, а не стремились поработить
не терзают. но в женском представлении без них в мире прекрасного как раз и нет
мне порой кажется, что это было раздражителем только для закомплексованных мужчин.
если у мужчины все ладится с женщинами, то зачем ему называть ее ведьмой, из чадья ада и т.д.? правильно, не зачем, он тогда живет с ней счастливо.
но в женском представлении без них в мире прекрасного как раз и нет
ну это странно. Это похоже на то, как бы день говорил, что без дня и ночь будет лучше.
Или как бы идея твердила, что без идеи и материя круче.
вот если бы мы были клетками и размножались делением, вот тогда разговор был бы уместнее. Глупы те женщины, что говорят, что без них мир будет хуже. И которые говорят, что лучше тоже...
если у мужчины все ладится с женщинами, то зачем ему называть ее ведьмой, из чадья ада и т.д.? правильно, не зачем, он тогда живет с ней счастливо с женщинами или с женщиной? времена были дикие, мрачные, люди не знали что к чему и искали самые простые объяснения сложным явлениям. женщина виновна уже тем что родит вожделение
замени слово мир на слово жизнь.
и откроется тебе истинаа как быть на счет гомосексуалистов?
с женщинами или с женщиной?
ну... а как же психологи, которые утверждают, что среди мужчин полигамия более распротранена, чем среди женщин.
оторый во все времена стремился усмирить в людях животное начало-
и женщины (аля секс) оказались самым не простым запретным плодом.
не убивать, когда на тебя никто не нападает и не грозит жизни, можно.
не обжорствовать, когда есть нечего, тоже можно.
все можно...
а вот инстинкт самосохранения как то не поддается. Ну не получается мужчинам жить боговерно рядом с женщинами. для того и уходили в монастырь. а когда в редкие минуты выходили из монастыря, то не выдерживали и срывались. Может дело не в женщинах? Может тут дело в мужчинах?
попробуй не убивать в мире, где любой из-за малейшей мелочи становится агрессивным и готов пойти с оружием убивать...
«Киники занимались любовью на городской площади»
Какой кошмар.
мы рассматриваем деятельность церковников-инквизиторов в период когда на одного казненного мужчину приходились десятки женщин. И гибли обычно как раз красавицы, чьей единственной «виной» была лишь красота
кроме этого женщина рождает страсть «автоматически», а гомосексуалиста не всегда узнаешь, они обычно в своей тусовке и большинству интересны разве как жупел
гомосексуализм и авторитарные закрытые мужские сообщества это отдельная интересная тема. Недавно Папа Римский умудрился обратить внимание на множественные случаи внимания пастырей к маленьким мальчикам, он же извинялся за крестовые походы. Крестоносцы в общем-то тоже были в этом плане не идеальны
наверное многие из них- кто вообще задавался вопросами греховности в сексе- не считали однополую связь критичной в плане будущих загробных дивидендов, в отличие от связи с женщиной. Примерно как некоторые девушки имеют извращенное представление о невинности- медицински они невинны, но вовсю пробавляются нетривиальными вариантами проникновения
ну... а как же психологи, которые утверждают, что среди мужчин полигамия более распротранена, чем среди женщин
у тебя в тексте фигурировало и единственное число и множественное, потому и уточняю- а как все-таки надо-то? Не столько полигамия сколько множественные половые связи, и не распространены, а желаемы. Идеально- когда без обязательств или по принципу гарема где мужчина сам решает с кем, когда и сколько
а вот инстинкт самосохранения как то не поддается. Ну не получается мужчинам жить боговерно рядом с женщинами. для того и уходили в монастырь. а когда в редкие минуты выходили из монастыря, то не выдерживали и срывались. Может дело не в женщинах? Может тут дело в мужчинах?
естественно в мужчинах, в самой их природе (не гамбургер ж виноват что его хотят), а женщины вроде как утилизаторы их энергии, при этом чтоб они качественно выполняли эту функцию им даровано переживать чудовищное удовольствие от процесса- так что они жаждут плотских утех куда сильнее нежели самцы и всячески тех к процессу склоняют
это вот дело священники и философы всех мастей и вменяли во все времена бедной женщине как отягчающее обстоятельство. И не то что боговерно жить нельзя, а даже просто как человек
j-Walker ага, посреди улицы пошло копулируют и при этом в их среде только одна женщина. Ну люди ли?